Корабль "Олимпик" (Olympic): история создания, описание, характеристики. Трансатлантический лайнер компании White Star Line

«Олимпик» (RMS Olympic) - трансатлантический лайнер компании «Уайт Стар Лайн», первый из серии трёх лайнеров класса «Олимпик», двумя другими кораблями были «Титаник» и «Британник». Все три судна задумывались как конкуренты «Лузитании» и «Мавритании», принадлежавшим компании "Кунард Лайн".

«Олимпик» был первым судном Уайт Стар Лайн класса «Олимпик». Вторым судном был «Титаник», а третье судно должно было быть названо «Гигантик». Все три лайнера были много больше и роскошнее «гончих» Кунарда - Лузитании и Мавритании, но медленнее. Компания Уайт Стар Лайн решила обойти конкурентов не с помощью скорости, а уровня комфорта. Хотя все три корабля вошли в историю как четырёхтрубные, изначально они должны были быть оснащены тремя трубами, но для придания судну более надёжного вида была установлена четвёртая, фальшивая, труба.
Киль «Олимпика» был заложен в декабре 1908 года, а 10 октября 1910 «Олимпик» был спущен на воду. Корпус лайнера был выкрашен в белый цвет, чтобы лучше получаться на фотографиях, ведь «Олимпик» был главным элементом в рекламной компании. Корпус был перекрашен в чёрный цвет после спуска на воду.

Монтаж двойного дна "Олимпика"


"Олимпик" и "Титаник" на верфи «Харланд энд Вольф»





Обзор кормовой части лайнера


"Олимпик" в сухом доке "Харланд энд Вольф"


Палуба лайнера ближе к завершению строительства


"Олимпик" на морских испытаниях

Первое плавание «Олимпика» состоялось 14 июня 1911 года. Путешествие прошло без инцидентов и было очень даже успешным. Корабль шёл со средней скоростью в 21,7 узлов при расходе угля в 650 тонн в сутки (для сравнения: «гончие» Кунарда тратили 1000 тонн в сутки).
Со временем пассажиры стали жаловаться на непогоду, так как променад на палубе А был полностью открыт, из-за чего пассажиров забрызгивало в шторм. Было решено остеклить переднюю часть палубы А на «Титанике». Это и есть основное различие между судами.


Отправление из Саутгемптона


"Олимпик"

20 сентября 1911 года произошел инцидент с крейсером "Хоук". На выходе из Саутгемптона 2 корабля столкнулись, в результате которого "Олимпик" получил 14-метровую пробоину в кормовой части, оба корабля отправились на ремонт. Жертв, к счастью, не было. «Олимпик» и «Хоук» довольно скоро вышли в море, но инцидент на этом не кончился, а превратился в скандальное судебное дело. Примечательно, что "Олимпиком" в то время управлял капитан Эдвард Смит - будущий капитан "Титаника".


Результат столкновения с крейсером "Хоук"


"Олимпик" на ремонте после столкновения с "Хоуком". Справа - почти достроенный "Титаник"

Мир был потрясён гибелью «непотопляемого» «Титаника», а если утонул один «непотопляемый», утонет и другой. Моряки начали бастовать: они не хотели выходить в рейс на небезопасном судне с недостаточным количеством шлюпок. Поэтому водонепроницаемые переборки были подняты до палубы Б, а так же увеличено число спасательных шлюпок: с 20 до 42. Только после этих изменений моряки вновь согласились выходить на «Олимпике» в море.


"Олимпик" в сухом доке на перестройке после гибели "Титаника"

В годы Первой мировой войны «Олимпик» служил войсковым транспортом. Он участвовал в операции по спасению HMS Audacious. 12 мая 1918 года «Олимпик», идя в сопровождении 4 эсминцев, встретился с немецкой подводной лодкой U-103. U-103, находясь в подводном положении, выпустила по кораблю 3 торпеды, но от двух корабль уклонился, а третья утонула не доплыв до цели. Не удержавшись под водой, немецкая подлодка всплыла на поверхность (сказалось несовершенство системы погружения тех времён). Тогда «Олимпик», не имея на борту серьёзного вооружения, поплыл на подлодку и потопил её таранным ударом.
Младший Брат «Олимпика» «Британник» (переименованный «Гигантик») был утерян 21 ноября 1916 года, когда подорвался на мине у острова Кеа в Эгейском море.

Корабли класса "Олимпик" - "Олимпик", "Титаник" и "Британник" создавали инженеры британской судостроительной компании "Харланд энд Вольф" по заказу "Уайт Стар Лайн". Судна задумывались как конкуренты "Лузитании" и "Мавритании", принадлежавшим конкурирующей компании Кунард Лайн.

Начало XX-го века ознаменовалось катастрофой, которая до сих пор будоражит умы людей со всего света, - гибелью корабля "Титаник".

14 апреля 1912 года во время своего первого рейса этот роскошный гигантский круизный лайнер столкнулся в Северной Атлантике с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. Из 2208 находившихся на борту людей выжили лишь 704 человека. Мир был в шоке.

Его предшественнику - кораблю "Олимпик" тоже удача не сопутствовала, хоть и трагедия была не столь масштабной. В одном из своих первых плаваний, лайнер столкнулся с крейсером "Хоук". В результате происшествия никто не пострадал, но "Олимпик" целый год простоял на ремонте, а его капитана обвинили в неосторожности и пренебрежении правилами судовождения.

Проектируя, третий пассажирский лайнер из этой серии под первоначальным названием "Гигантик", инженеры попытались учесть все выявленные трагедиями слабые стороны его предшественников - "Олимпика" и "Титаника". Создатели нового корабля сделали так, что "Гигантик" мог оставаться на плаву при повреждениях, которые стали роковыми для "Титаника".

Помимо новых конструктивных особенностей "Гигантика", ему добавили еще пять спасательных шлюпок. Причем, даже если судно опасно накренялось и возникала угроза потопления, ничто не должно было помешать посадке людей в шлюпки.

Захотелось улучшить и отделку корабля: приемную первого класса "Гигантика" сделать гораздо больше, чем на "Олимпике" и "Титанике". Ресторан и курительный салон также расширили и даже планировали установить орган на парадной лестнице.

26 февраля 1914 года этот огромный трехвинтовой корабль спустили на воду. Но ему так и не удалось оказаться на линии Саутгемптон - Нью-Йорк, для которой его и строили: началась Первая мировая война.

Роскошный лайнер был сразу реквизирован Британским Адмиралтейством, которое распорядилось переименовать его в "Британник" и переоборудовать в госпитальное судно.

Великолепные дорогие интерьеры круизного корабля стали общежитиями и операционными. Приемная первого класса и обеденный салон служили отделением интенсивной терапии. Остальные помещения стали больничными палатами для раненых солдат и матросов, до трех тысяч которых судно могло взять на борт.

Наиболее роскошные каюты "Британника" стали персональными кабинетами докторов. Для защиты от вероятных атак на корпус лайнера нанесли зеленую полосу и шесть красных крестов, подчеркивающих медицинское и гуманитарное предназначение судна.

В ноябре 1915 года гигантский 275-метровый плавучий госпиталь зачислили в состав флота, и "Британник" отправился в Средиземное море. За время войны лайнер совершил пять успешных рейсов в Эгейское море и к Балканам, откуда вывез 15 тысяч солдат Британской империи. Но шестой рейс оказался роковым.

12 ноября 1916 года "Британник" в очередной раз отправился в Средиземное море к острову Мудрос, чтобы принять на борт новую партию раненых британских солдат. Утром 17 ноября зашел в порт Неаполя и продолжил курс на восток.

Катастрофа случилась 21 ноября 1916 года в 8:12 утра. "Британник" уже был в Эгейском море, когда его сотряс взрыв огромной силы, за которым последовал еще один, более мощный. Он буквально разорвал левый борт корабля в нескольких местах. Медсестры и обслуживающий персонал выбежали на палубу, прервав свой завтрак.

Оказывается, лайнер наскочил на мину, поставленную немецкой подводной лодкой U-73. Из-за полученных пробоин судно накренилось, и ситуация ухудшалась с каждой минутой.

Капитан Чарльз Альфред Бартлет сразу понял серьезность положения и приказал закрыть герметичные двери переборок и подготовить к спуску все шлюпки.

Четыре отсека корабля стремительно заполнялись водой; котельные были подтоплены. Положение усугубляли открытые при взрыве иллюминаторы нижних палуб: через них вода проникала внутрь "Британника". Капитан до последнего верил, что лайнер сможет дойти до острова Кеа и сядет на мель. Это было бы спасением.

Но нос "Британника" стремительно погружался все глубже, одновременно корабль накренился на правый борт. Стало ясно, что чудо не произойдет. Приняв сигналы бедствия, на помощь лайнеру отправились сразу четыре судна.

На самом же "Британнике" полным ходом шла эвакуация. Через некоторое время из воды показались продолжавшие свое вращение огромные винты корабля - и тут произошла новая бедая. Две шлюпки затянуло в водоворот и разрубило винтом на части. Увидев это, капитан приказал немедленно остановить ходовые винты.

Вскоре морская драма достигла своего апогея: гигантский корабль пошатнулся и начал стремительно заваливаться на правый борт. Рухнули огромные дымовые трубы. Еще минута - и лайнер навсегда исчез в черной бездне Эгейского моря. Спустя час на место катастрофы подошли четыре судна. Спаслись 1036 из 1066 находившихся на борту "Британника" людей.

Вопрос о том, где же точно он покоится, долгое время интересовал многих людей. В 1975 году ответ на загадку дал легендарный исследователь морских глубин Жак Ив Кусто. После трехдневных поисков подводный радар на его судне "Калипсо" обнаружил корпус "Британника" на глубине 120 метров.

После экспедиции знаменитого французского океанографа туда еще 68 раз спускались водолазы. Они подняли на поверхность сотни артефактов, которые теперь выставлены во многих музеях мира.

Капитан же, благодаря правильным действиям которого было спасено множество жизней, продолжил карьеру, закончил войну, вышел в отставку и скончался 15-го февраля 1945 года в возрасте 76 лет.

С тех пор как человечество построило свои первые лодки и стало покорять моря и океаны, прошло много веков. Все это время людей сопровождали кораблекрушения. Со временем размеры судов увеличивались, как и количество жертв в катастрофах.

Все рекорды по кораблекрушениям побил 20 век, когда, казалось бы, уже научились строить надежные и крепкие лайнеры, крейсеры и пароходы, а не только подвластные всем ветрам парусные деревянные суда. Лайнер «Британик» - одна из жертв кораблекрушения.

История трех кораблей-братьев

Ускорившийся темп жизни в начале 20 века требовал более быстрых перемещений в пространстве, чем это было ранее. Стремительно развивающаяся торговля между странами и массовая эмиграция в США из Европы и других частей света создала потребность в мощных и скоростных трансатлантических судах.

В 1902 году началось осуществление проекта «Лузитания», в рамках которого в Америке были созданы 2 небывалых по размеру и скорости корабля. Лайнеры-сестры «Лузитания» и «Мавритания» взяли на себя трансатлантические перевозки, что поставило процветание Британского торгового флота под угрозу.

В ответ на вызов США на верфях «Харланд энд Вольф» в Белфасте было решено построить 3 лайнера, превосходящие по своей мощности и надежности американские. Заказчиком стал один из директоров корабельной компании «Уайт Стар Лайн».

Так в 1907 году началось осуществление проекта Британского адмиралтейства, благодаря чему свет увидел появление трех кораблей-братьев - «Олимпика», «Титаника» и «Британика». Корабль пассажирский как категория судов, таким образом, преобразился, стал намного быстрее существующих на то время военных линкоров, благодаря оснащенности по последнему слову техники.

Характеристики «Британика»

Что любопытно в отношении трех однотипных лайнеров-близнецов британской компании, так это то, что каждый последующий корабль строился с учетом недостатков предыдущих, но лучшая судьба была все же у первого судна - «Олимпика». В отличие от своих «младших братьев», он более 500 раз пересекал Атлантику, тогда как у «Титаника» был всего 1 рейс, а у «Британика» - 5.

После гибели «Титаника» судостроители учли все недостатки, которые привели к крушению этого судна, при строительстве «Британика». Корабль был внешне очень похож на своих «братьев», но оказался значительно более мощным и совершенным. Он был лучше оснащен шлюпками, а перегородки между переборками должны были предотвратить затопление корабля в случае аварии. Эта деталь стала значительным преимуществом «Британика». Корабль имел 17 водонепроницаемых перегородок, что делало его непотопляемым при заполнении 6 открытых для воды отсеков.

Также были изменены характеристики шлюпочной палубы. Переделка шлюпбалок и установка их не только по бортам, но и на корме, позволяла эвакуировать пассажиров при любом крене лайнера.

  • длина корпуса - 269 м;
  • ширина - более 28 м;
  • высота от ватерлинии до шлюпочной палубы составляла 18,4 м;
  • для работы двигателя использовались 29 паровых котлов для двух четырехцилиндровых паровых машин, связанных с наружными винтами (по 16 000 л. с.);
  • общая мощность двигателя составляла 50 000 л. с.;
  • скорость судна была до 25 узлов.

В феврале 1914 года был спущен на воду «Британик». Корабль, фото которого было в газетах всех стран, поражал своим размером и величием.

Спуск на воду

День 26 февраля 1914 года стал знаменательным для строителей верфи «Харланд энд Вольф» (Белфаст). Спуск корабля проходил без обычного разбивания бутылки шампанского о борт, так как такой традиции на верфи не было.

Для того времени размер «Британика» и его оснащенность не знали себе равных - он вмещал 790 пассажиров 1 класса, второго - 835, третьего - 950. Членов экипажа было также много - 950 человек.

Все планы, связанные у владельцев транспортной компании с трансатлантическими рейсами судна, были нарушены в августе 1914 года. Начавшаяся Первая мировая война уготовила «Британику» судьбу плавучего госпиталя. На его борту разместились 437 членов медперсонала, 675 человек из команды корабля и 3300 раненых пациентов.

Перестройка «Британика» в госпиталь

Чтобы перевести пассажирский лайнер в категорию госпиталя, потребовалось несколько изменить внешний и внутренний вид «Британика». Корабль был «украшен» зеленой полосой и шестью красными крестами - опознавательными знаками, указывающими, что это мирный госпиталь, а не военное судно.

Внутренние переделки были более значительными. Каюты были переоборудованы в операционные, палаты с тяжелоранеными и общежитие для персонала. На лайнере поместились 2034 простых и 1035 складных коек. Прогулочную палубу переоборудовали в отделение для солдат с легкими ранениями.

Командиром обновленного судна стал Чарльз А. Бартлетт.

Первое путешествие «Британика»

История «Британика» как военно-морского госпиталя началась 23.12.1915 года, когда он вышел из Ливерпуля, готовый вывезти раненых бойцов, и взял курс на Неаполь и греческий порт Мудрос на острове Лемнос.

Совместно с двумя другими переоборудованными лайнерами - «Аквитанией» и «Мавританией», он курсировал в

Капитаном «Британика» был введен строгий режим, которому подчинялись не только персонал, но и пациенты:

  • подъем в 6.00 + уборка койки;
  • завтрак в 7.30 с последующей уборкой столовой;
  • капитанский обход в 11.00;
  • ланч в 12.30 с уборкой столовой;
  • чай в 16.30;
  • ужин в 20.30;
  • обход капитана в 21.00.

Строгая дисциплина позволяла содержать госпиталь в порядке. Для дозаправки судна необходимо было зайти в Неаполь, что 28 декабря 1915 года и сделал «Британик». Корабль, фото которого в новом его облике стало узнаваемым на просторах Средиземноморья, добрал угля и воды и отправился в Мудрос, где его ожидали раненые.

Погрузка длилась 4 дня, а уже 09.01.1916 г. судно выгружало пациентов в Саутгемптоне. Сделав еще 2 «ходки» за ранеными бойцами, «Британик» вернулся в коммерческий флот из-за затишья на Средиземном море.

Возвращение «Британика» на войну

В сентябре 1916 года на Средиземном море вновь активизировались военные действия, которые потребовали присутствия большого лайнера для вывоза пострадавших на поле боя.

Немецкие подводные лодки, курсировавшие в тех водах, для уничтожения врага ставили ловушки из рядов плавучих мин в узкой части Средиземного моря. На подступах к военной базе на Лемносе корабли союзников часто попадали в эти ловушки.

21 ноября 1916 г. в проливе между островами Кея и Китнос произошло крушение «Британика», когда он напоролся на одну из подводных мин. Взрыв произошел в 8 часов 7 минут, утром, когда часть пациентов и персонал еще находились в столовой на завтраке.

Последние минуты «Британика»

Капитан, оценив ситуацию, решил, что ему удастся подвести судно к находящемуся неподалеку берегу и посадить на мель. Этот маневр только усилил затопление корабля, так как перегородки между отсеками оказались открытыми.

Свидетели кораблекрушения смогли описать, как тонул «Британик». Два взрыва - первый с правого борта и спустя несколько минут второй с левого, накренили судно. Вода стала быстро заполнять трюмы и каюты, в которых были открыты для проветривания помещений иллюминаторы.

Эвакуация в лодках проводилась в строгом порядке, так как все хорошо помнили, что сделала паника с пассажирами «Титаника». Первые 2 спасательных шлюпки, спущенные на воду до отдачи на это приказа помощника капитана, попали с находящимися там людьми под поднявшиеся из воды, но еще работающие винты «Британика».

Спустя 55 минут нос лайнера достиг дна, и от удара судно содрогнулось и опрокинулось. Благодаря дисциплине и четкому руководству капитана и его помощников, из присутствующих на борту 1066 пассажиров погибло 30 человек.

Экспедиция Кусто

Гибель «Британика» породила много слухов и обвинений. Одни говорили, что английское правительство само затопило судно, другие обвиняли в этом торпеды, выпущенные с немецкой подводной лодки по безоружному госпиталю.

Созданный как трансатлантический пассажирский лайнер, «Британик» не совершил ни одного перехода через Атлантику и не перевез ни одного пассажира. Он вошел в историю как самое крупное судно, принявшее участие в Первой мировой войне.

Чтобы разобраться с тем, что именно потопило этот лайнер, в 1975 году команда под руководством знаменитого Жака Ива Кусто вышла в Эгейское море на судне «Калипсо». Опираясь на данные, указанные в картах Британским адмиралтейством, команда не нашла судна и стала искать его с помощью радара. После трехдневных поисков экипаж «Калипсо» обнаружил место гибели лайнера совершенно под другими координатами.

Целью экспедиции Кусто было определение причин крушения и описание того, как утонул «Британик». На дне исследователи обнаружили почти целый корпус судна, у которого был четко виден только один разлом от удара носа о дно. Более серьезные исследования не велись из-за ограниченности оборудования того времени. Это был поверхностный осмотр, благодаря которому на первой полосе во всех газетах появился лежащий на правом боку «Британик». Фото на дне также породило множество слухов, учитывая, что корабль обнаружился почти на 7 дальше от того места, которое указывали карты.

Обнаружение правды

В 2003 году экспедиция дайверов решила проверить слова немецкого правительства о том, что «Британик» подорвался на мине. Ими было обнаружено и даже остатки снаряда, на котором подорвалось судно. Они так и остались на цепи, прикрепленной якорем ко дну.

Современное дайверское оборудование позволило проникнуть внутрь корабля и проверить, что действительно в момент взрыва все водонепроницаемые переборки были открыты, что указывает на чью-то халатность.

Жили-были на свете три близнеца-лайнера: Олимпик, Титаник и Британик. Про них сегодня пост.

Во время гибели "Титаника" капитан «Олимпика» предложил пересадить пассажиров на его судно, но команда отказалась. Посчитали, что для потерпевших будет шоком увидеть недавно затонувший лайнер опять на плаву.

В конце XIX века White Star Line была самой мощной транспортной компанией в Великобритании. Пароходная связь осуществлялась не только с Америкой, но и с Австралией и Южной Африкой.

В 1902 году компанию купил американец Пьерпонт Морган. Американский капитал и сотрудничество с одной из лучших судостроительных компаний Harland and Wolff способствовали началу постройки трёх огромных судов: «Олимпик» (Olympic), «Титаник» (Titanic) и «Британник» (Britannic)

1. Olympic . "Любимый".

«Олимпик» был первым из серии трёх лайнеров одноимённого класса. Наравне с «Титаником» и «Британником» задумывался как конкурент судам других трансатлантических компаний.

Поначалу в White Star Line видели два больших лайнера с тремя трубами. Такой постройкой предполагалось оставить конкурентов далеко позади. Но дуэт лайнеров был превращен в трио. Три трубы были заменены четырьмя для большей убедительности пассажиров, что судно с четырьмя трубами безопаснее

В 1908 году был заложен киль будущего "Олимпика". Корабль имел длину 268 м, ширину 28 м и высоту 18,4 м от ватерлинии до шлюпочной палубы. 16 водонепроницаемых отсеков защищали судно от повреждений. Гигантские двигатели, вместе с турбиной, вырабатывали мощность примерно в 50 000 л.с. и достигали скорости в 21 узел.

Спуск на воду

В четверг 20 октября 1910 года в 11.00 «Олимпик» был спущен на воду. Корабль» уже через 62 секунды развил скорость в 12.5 узлов. Можно было начинать отделку.

Испытания в 1911 году

После испытаний, которые превзошли все ожидания, корабль был готов к выходу в море.

По традиции, после окончания всех испытаний, «Олимпик» прибыл в Ливерпуль для всеобщего рассмотрения. Хотя порт отправления позже был изменен на Саутгемптон, на корме "Олимпика" и его двух братьев, под названием всегда будет виднеться надпись «Ливерпуль».

Парадная лестница Первого класса

"Фишкой" всех трёх лайнеров была непотопляемость. Этот факт публиковался во всех газетах во время строительства кораблей.
Непотопляемость обеспечивалась 16 водонепроницаемыми отсеками и герметичными дверями.

Внутренние помещения «Олимпика» были изящны. Стиль помещений, в отличие от немецких кораблей, не был столь пафосный, а более скромный, поэтому и более привлекательный.

Обеденный зал Второго класса

В среду, 14 июня 1911 «Олимпик» отдал швартовы и направился из Саутгемптона в Нью-Йорк. Его капитаном был опытный Эдвард Джон Смит. В четверг 22 июня корабль причалил к пирсу в Америке.

В первые годы эксплуатации с "Олимпиком" случался ряд мелкий неудач. Судно то сталкивалось с другими кораблями, то получало повреждения. Например 24 февраля 1912 года лайнер потерял лопасть винта на пути в Англию. "Олимпик» должен был вернуться в Белфаст для ремонта, что отложило первое плавание «Титаника».

Каюта Третьего класса

Уроки "Титаника" не прошли даром. Судно оснастили спасательными шлюпками. Правда это было сделано после бунта команды. Экипаж отказался продолжать рейсы без нормального количества шлюпок.

Первая мировая война застала «Олимпик» на пути в Нью-Йорк. В Америке лайнер был окрашен в серый цвет.

С этого времени «Олимпик» значился как военный транспорт и был оборудован массивным оружием. Чуть позже он стал транспортным судном между Великобританией и Канадой.

После войны, пройдя модернизацию, корабль вернулся к своему прежнему занятию - перевозкой пассажиров через Атлантику.

15 мая 1934 года «Олимпик» шел в нью-йоркских водах через густой туман на скорости в десять узлов. Несмотря на низкую скорость и огни, на корабле не заметили плавучий маяк. Огромный «Олимпик» перерезал маяк пополам. Семь мужчин на борту плавучего маяка погибли и только четверо выжили.

«Олимпик» устарел. Теперь был лишь вопрос времени, когда его снимут с линии.
11 октября 1935 года, «Олимпик» покинул Саутгемптон в последний раз, чтобы быть распиленным на металл. Все внутренние убранства распродали с аукциона. Большая часть всей мебели и отделки ушла в отели.

2. Titanic . "Проклятый".

Самый известный и самый печальный лайнер серии. Был крупнейшим пассажирским лайнером мира на момент постройки.

Длина 269,1 м, ширина - 28,19 м, высота от ватерлинии до шлюпочной палубы -18,4 м.

Заложен 31 марта 1909 года на верфях в Северной Ирландии и строился вместе с "Олимпиком". Уже 31 мая 1911 года спущен на воду.


«Олимпик» и «Титаник» на стапелях Харланд энд Вольф

Перед спуском на воду

Место гибели

4 апреля 1912 года столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. На борту находилось 1 316 пассажиров и 908 членов экипажа, всего 2 224 человека. Из них спаслись только 711 человек.

К «Титанику» ближе всего были три судна: «Калифорниэн», «Карпатия» и «Маунт Темпл». «Калифорниэн» и «Маунт Темпл» были зажаты льдом, поэтому только «Карпатия»смогла прийти на помощь гибнущему титану.
Однако, прибыла она слишком поздно: «Титаник» уже 2 часа как затонул. «Карпатия» погрузила на борт выживших пассажиров и отправилась в Нью-Йорк.

3. Britannic . "Забытый".

«Британник» — третье и последнее судно класса «Олимпик». Первоначально строился под именем «Гигантик».

Запланированный внешний вид

Длина 269 м, ширина 28 м, высота от ватерлинии до шлюпочной палубы 18,4 м

После гибели «Титаника» на третьем судне было немедленно остановлено строительство, а намеченное имя «Гигантик» было заменено на «Британник».


Британник спущен на воду.

Работа над «Британником» продолжалась в течение 1912 года. Запуск был отсрочен несколько раз, и только 26 февраля 1914 года, «Британник» был спущен. В соответствии с традицией Уайт Стар Лайн, не было никакой церемонии, и не разбивали бутылку шампанского о нос корабля.

"Британик" должен был стать одним из величественных лайнеров, но тут грянула Первая Мировая Война.

13 ноября 1915 года он реквизирован Адмиралтейством как госпитальное судно. Работа по преобразованию незаконченного лайнера шла полным ходом. Каюты на верхних палубах превращены в палаты. Обеденный зал и Гостиная первого класса были переоборудованы в операционные и главную палату.

Судно было окрашено в интернациональные цвета госпитального судна: белый борт, зеленая полоса вдоль корпуса с красными крестами. Эти цвета гарантировали "Британику" статус неприкосновенного для всех военных судов, согласно Женевскому Соглашению. Несостоявшийся лайнер был оправлен служить в Средиземное море.

21 ноября 1916 года "Британик" подорвался на немецкой мине между островом Kea и материковой Грецией. Судно опрокинулось на правый борт и затонуло через 55 минут. Жертвы были малочисленные.


Тонущий "Британик"

Что интересно, на борту «Британника» была медсестра Вайлет Джессоп. Её затянуло под винт тонущего судна, но женщина выжила.
Вайлет благополучно пережила гибель и старшего брата «Британника» — «Титаника». Что еще более удивительно, она была стюардессой на «Олимпике»

Три лайнера получили имена в честь героев греческой мифологии: олимпийцев, титанов и гигантов. Любопытно, что титаны и гиганты были повержены олипийцами. Быть может, поэтому "Олимпик" - единственный, кого не постигло крушение?

Корабль «Олимпик» пережил множество ярких событий. На момент спуска на воду это было судно, которое считалось новым чудом света. Его слава померкла перед «Титаником», который имел такое же устройство и появился два года спустя, но утонул в первом же своем плавании.

Класс лайнеров «Олимпик»

В кораблестроении существует традиция. Согласно ей, названия даются как суднам, так и проектам, к которым они относятся. По этой причине обыватели часто путают корабль «Олимпик» с одноименным классом

Всего их было три. Первым был «Олимпик», построенный в 1910 году. Вторым оказался «Титаник», ставший всемирно известным после своего крушения.

Последний корабль данного класса получил название «Британник». Он появился накануне Первой мировой войны и сразу же стал выполнять военные миссии, в том числе перевозил раненных солдат. После пяти успешных рейсов был подорван на немецкой мине в 1916 году.

Индустрия кораблестроения в начале XX века

В эти годы гражданский флот европейских стран занимался в основном тем, что покорял новые рекорды скорости и прокладывал самые невероятные маршруты для доступа к труднодоступным регионам. Атлантический океан стал как никогда важен в качестве маршрута, так как здесь курсировали суда из стремительно развивающихся Соединенных Штатов Америки в Европу и обратно. Перевозились важные грузы и большое число эмигрантов. Еще одна важная примет эпохи - нарастающее соперничество между мировыми державами накануне Первой Мировой Войны.

Британская судоходная компания White Star Line эту гонку проигрывала. Ее главными конкурентами были немцы и другой английский производитель - Cunard Line. Последний стал лидером отрасли после того, как с его верфи в океан вышли два лайнера нового поколения - «Мавритания» и «Лузитания». Они отличались не только большими размерами, но и быстроходными качествами. «Лузитания» в 1907 году побила рекорд скорости в водах Атлантики, который оставался недосягаем еще более 20 лет.

На этом фоне магнат Джон Морган, который был владельцем White Star Line, решил переплюнуть конкурентов и поставил перед своими инженерами задачу создать нечто по-настоящему колоссальное. Таким проектом стал корабль «Олимпик» и два его «брата».

Характеристики

По сравнению с другими судами, новые лайнеры отличались гораздо большими размерами. Их тоннаж превышал тоннаж той же "Мавритании" в полтора раза. Такие габариты не позволяли взять рекорда скорости, иначе бы двигатель затрачивал слишком много ресурсов.

Вместо этого было решено, что приоритетом нового судна станет его ослепительная роскошь. Другим преимуществом считалась безопасность. Конструкторы уверяли, что новые корабли непотопляемы благодаря системе из нескольких отсеков. Если в корпусе появится брешь, затопит лишь небольшую часть корабля, что поможет удержаться ему на плаву.

Эта уверенность обернулась трагедией. Если «Олимпик» действительно пережил множество рейсов, то «Титаник» - корабль-символ - погиб в первом же своем плавании.

Двигатель новинки работал на паровых котлах, а его мощность составляла 50 тысяч лошадиных сил. Судно вмещало 2435 пассажиров, его обслуживал экипаж в составе 860 человек. Длина составляла 269 метров, ширина - 18 метров. Эти безумные цифры сразу же привлекли внимание прессы и общественности к новому проекту. Показательно то, что старые порты не были готовы принять такие большие суда, из-за чего приходилось перестраивать пристани там, где пролегал маршрут «Олимпика».

Внутренние помещения лайнера были разделены на три класса, в зависимости от платежеспособности пассажиров. Особенным блеском отличался обеденный зал, который был рассчитан на более чем 500 человек и являлся самым большим помещением на судне в мире. Интерьеры первого класса были выполнены в стиле нового времени.

Начало эксплуатации

Первый рейс лайнера пролегал от английского Саутгемптона до французского Шербура, который находился в Нормандии. Уже оттуда корабль незамедлительно отправился в Нью-Йорк. Так как плавание во многом носило тестовый характер, экипаж судна проверял надежность и практичность многих новых задумок, реализованных на корабле. Основываясь на этом опыте, конструкторы привнесли некоторые изменения в устройство следующего проекта под названием «Титаник».

В первые годы эксплуатации случалось немало инцидентов, которые, однако, не носили фатального характера для «Олимпика». Широкую огласку получило столкновение лайнера с крейсером «Хоук». Хотя в происшествии никто не погиб, началось судебное разбирательство, активно освещаемое в прессе.

Причиной тому стало то, что «Хоук» принадлежал государственному флоту. White Star Line обвинила экипаж крейсера в ошибке, однако суд принял решение в пользу защищающейся стороны. Кроме того, капитан «Олимпика» Смит был признан виновным в неправильных действиях, а компания-владелец обязалась выплатить компенсацию.

После крушения «Титаника»

Если эксплуатация «Олимпика» была в целом успешной, то второй корабль класса потерпел крушение в первом же рейсе. Репутация White Star Line висела на волоске. Для того чтобы убедить общественность в безопасности перевозок, компания начала переоснащение своего лайнера.

Кроме того, началась забастовка экипажа. Это было связано с тем, что никто не хотел плыть на корабле, оснащенном теми же шлюпками, что были на «Титанике». Они плохо себя зарекомендовали в роковую ночь в северной Атлантике.

Шлюпки были заменены. Помимо этого, конструкторы обновили обшивку судна. Спустя год после символичного крушения «Олимпик» снова отправился в США.

Первая мировая война

Однако использование «Олимпика» в качестве судна для гражданских перевозок длилось недолго. Спустя всего несколько лет начался конфликт с немцами, и британское государство реквизировало лайнер для выполнения военных приказов.

Судно служило в Средиземном море и было оснащено соответствующей артиллерией. Камуфляж должен был защитить корабль от немецких субмарин. Так или иначе, но «Олимпику» удалось пережить войну, успешно переправляя раненных в госпитали. Это считалось чудом, особенно на фоне гибели близнеца «Британника» и пассажирской «Лузитании».

Конец эксплуатации

После войны судно вновь стало гражданским. В 30-е годы корабль «Олимпик» уже считался технологически устаревшим судном. Поэтому с каждым рейсом становилось понятно, что скоро его спишут на металлолом. Тогда же компания-владелец слилась с Cunard Line.

Свой последний рейс «Олимпик» совершил по привычному маршруту - из Саутгемптона в Нью-Йорк. Это было 257 путешествие гиганта. Что ни говори, у него была счастливая судьба. История корабля была дольше, чем у его близнецов - затонувшего «Титаника» и подорвавшегося на мине «Британника».

Накануне разбора на металлолом мебель из кают и залов, как была продана с аукциона и разошлась по множеству фешенебельных заведений.

Сравнение с «Титаником»

Это сопоставление напрашивается само собой. Люди часто спрашивают про "Олимпик" (корабль): "Что с ним случилось?". Просто по аналогии с "Титаником".

Наверно, самым любопытным, если не мистическим фактом при сравнении является то, что Смит, который был печально известным капитаном затонувшего «Титаника», до этого командовал именно «Олимпиком». Но затем его перевели на другой трансатлантический лайнер. Как самого опытного из персонала компании. Считается, что он застрелился, когда понял, что по его ошибке начал тонуть великий корабль. «Олимпик» и «Титаник» практически не отличались внешне. Единственный значительный признак, по которому можно было понять, кто из них кто, это палуба А. «Титаник» был остеклен в этом месте, в то время как «Олимик» оставался открытым.

Были еще небольшие отличия в размещении инфраструктуры. Например «Титаник» - корабль с кафе на второй палубе. У «Олимпика» такого заведения на этом месте не было.