Инновации в авиации. Инновации для авиации

Эволюция гражданской авиации в последние несколько лет получила серьезный толчок как в технологическом, так и в экономическом плане. Количество людей, путешествующих по воздуху, стремительно растет с каждым годом, а потому конструкторы регулярно публикуют весьма интересные концепты летающего транспорта будущего, от самолетов на автопилоте до персональных авиатакси. В настоящее время большая часть этих проектов все еще проходит стадии исследования, тестирования и разработки стратегии по экономической реализации. Это неудивительно: малейшая ошибка во время проектирования может стать причиной гибели множества людей, а потому излишняя спешка весьма нежелательна. Канал Wendover Productions собрал в одном видео самые интересные и перспективные проекты летательных аппаратов будущего и попытался ответить на вопрос, смогут ли авиакомпании воплотить в жизнь ту или иную задумку в обозримом будущем:

Когда дело доходит до инноваций, основным критерием удачного проекта становится его практичность и эффективность. Идеальный пассажирский самолет современности обладает средними габаритами и при этом способен обслуживать максимальное число пассажиров. Его сфера — это трансатлантические перелеты на короткие и средние дистанции, поскольку с дальними вылетами сейчас прекрасно справляется Boeing 787. Долгое время «универсальным» пассажирским лайнером был двухмоторный малолитражный Boeing 757, пик популярности которого пришелся на период, когда таким самолетам официально разрешили совершать трансатлантические перелеты. Несмотря на то, что он и сейчас весьма неплох в своем деле, конструкция 1983 года имеет ряд недостатков, которых лишены более современные самолеты, в частности наличие составной рамы и особенности конструкции крыла. Производство 757 модели было остановлено в 2004 году.

Электросамолеты как способ сделать перелет дешевле

В результате этого решения у авиакомпаний возникло окно между малым 737-м и слишком большим 787-м, который может нести на борту 230−280 пассажиров и осуществлять перелеты на расстояние до 7400 км. В настоящее время компания работает надо новой моделью — Boeing 797 , конструкция которого будет включать в себя современные двигатели и секционный дизайн корпуса, что позволит ему работать на пределе своей эффективности. После завершения тестовых испытаний именно он может взять на себя роль транспортного средства для всевозрастающего количества пассажиров по всему миру.

В сфере региональных рейсов есть куда более амбициозные проекты, которые со временем могут и вовсе изменить систему ценообразования на авиаперелеты: электросамолеты . На текущий день для их реализации в качестве полноценного трансатлантического транспорта существует множество ограничений, от ограничения по мощности у электродвигателей до низкой емкости аккумуляторов. Но вот для локальных перелетов они подходят как нельзя лучше. Основное препятствие для них — это даже не технические, а экономические ограничения: путешествие на поезде или машине обойдется в разы дешевле (особенно для Европы, где зачастую пригородный поезд за несколько часов может пересечь всю страну от края до края). Для того, чтобы электросамолеты могли составить другим видам транспорта серьезную конкуренцию, авиаконструкторам приходится искать инновационные пути удешевления полета. К примеру, проект Zunum Aero отличается значительным сокращением стоимости и расхода реактивного топлива благодаря гибридной конструкции их самолета. Его испытания должны начаться к 2020 году и, согласно официальному веб-сайту, цена на перелеты не будет превышать $100 по нынешнему курсу. Компания заявляет, что нашла способ сократить расходы на топливо для небольших самолетов на 40−80% - согласитесь, это солидная экономия.

Ближайшее будущее

Конечно, эти самолеты не решат всех проблем. Появление новинок неизбежно спровоцирует и новые трудности, для решения которых будут созданы самолеты уже следующего поколения — и так далее, пока наконец индустрия или не превратится во что-то более совершенное и лишенное недостатков современности, или не уступит первенство новым технологиям (все мы, конечно, ждем не дождемся, когда наконец ученые не изобретут рабочие телепорты). Но факт остается фактом: рано или поздно новые среднемагистральные самолеты и электрические малолитражки поступят в производство, и может быть именно это сделает авиаперелеты дешевле и намного доступнее.

Вторая по величине российская авиакомпания S7 Aero из авиаперевозчика, доставляющего пассажиров из пункта А в пункт Б, хочет превратиться в сервисную компанию, удобную для пользователей. Для этого она вложится в искусственный интеллект и Big Data для сбора информации о клиентах, в блокчейн для экономии на топливе и даже создаст новый сверхлегкий реактивный бизнес-джет. S7 совместно с инновационным центром «Сколково» уже объявила конкурс стартапов, чтобы найти наиболее технологичные решения по оптимальной цене.

Александр Кряжев / РИА Новости

В поиске технологий

Пять победителей конкурса получат по 500 тыс. руб. от S7 Group (материнская компания S7 Aero) и по 5 млн руб. от Фонда «Сколково». S7 Group — не только крупная авиакомпания, но и первая в России частная космическая компания, которая работает над созданием ракеты многоразового пользования и собирается конкурировать с Space X Илона Маска . Полеты в космос требуют высоких технологий и инновационных решений. Однако старший вице-президент S7 Group Татьяна Филева (дочь владельцев S7 Group Владислава и Натальи Филевой ) утверждает, что космическая отрасль гораздо более консервативна, чем авиационная. Действительно, S7 Aero была первой среди авиакомпаний, которая внедрила электронный билет, мобильный посадочный талон (в 2007 г.); первой стала использовать блокчейн (в 2017 г.) и первой запустила стартапы для реализации новых проектов. Ее бизнес вырос вдвое за шесть лет. Но на этом S7 останавливаться не собирается; для развития и понадобились стартапы.

Вдохновить на путешествия

«Наша цель — вдохновить людей на путешествия, сделать их организацию простой и удобной », — говорит директор по клиентской поддержке S7 Travel Retail Александра Грибкова .

Компания хочет разработать алгоритм для персонализированного предложения авиабилетов и других сервисов на основе данных, собранных о пассажирах. Компания будет создавать профили пассажиров, опираясь на их прежние запросы по авиабилетам, такси, отелям, шоппингу. Например, вы бронируете билет в Тюмень, а авиакомпания предлагает вам варианты: как добраться из аэропорта и где поселиться.

«Мы должны предоставить правильную цену в правильное время правильному покупателю », — говорят в компании.

Чтобы сформировать «правильную цену», анализируются тарифы и расписание полетов конкурентов, новости (важными являются, например, спортивные события, фестивали и пр. — данные агрегируются с сайта Expo Map), данные о клиенте. То есть собирается Big Data, на основе которой будет делаться прогноз будущих покупок. S7 — не единственная компания, которая борется за лояльность клиента при помощи больших данных: сегодня это делает, скажем, «Аэрофлот». Тот использует большие данные для анализа отзывов клиентов, включая социальные сети.

Чтобы удобнее было приобретать авиабилеты и другие услуги S7, будет создано мобильное приложение, которое сумеет распознавать голос клиента. Вам не нужно по ссылке переходить на сайт для оплаты авиабилета, достаточно продиктовать данные своей банковской карты, а виртуальный помощник совершит за вас покупку. Чтобы не заставлять пассажира постоянно предъявлять разные документы во время посадки на самолет (паспорта, билеты, посадочные талоны), S7 внедрит распознавание по лицам.

В прошлом году S7 Aero перевезла 200 тыс. китайцев. Но в колл-центре не умеют говорить по-китайски. S7 Aero хочет запустить сервис по переводу в режиме реального времени на китайский, японский и другие языки для общения пассажиров с колл-центром.

Еще один сервис, запланированный S7 Aero, — интернет на борту самолета, который позволит переписываться, например, коллегам по командировке во время полета и пр.

Блокчейн, бизнес-джет и новый двигатель

Улучшая клиентский сервис, S7 Aero надеется увеличить свою эффективность. За эффективность компания борется, стараясь снизить издержки. Так, цена на топливо отличается в каждом аэропорту. Летом S7 Group с «Газпромнефть-Аэро» и Альфа-банком ввели сервис для моментальной оплаты авиатоплива в момент заправки на основе смарт-контрактов, чтобы экономить на топливе. Через систему смарт-контрактов (Aviation fuel smart contracts — AFSC) перевозчик передает «Газпромнефть-Аэро» информацию о заправке нужного рейса, согласовывает объем топлива и цену. После этого онлайн-заявка направляется в банк авиакомпании для резервирования нужной суммы на счете авиакомпании. Подтверждение из банка занимает всего 40‑60 секунд, после этого сразу начинается заправка самолета. Для оплаты используется блокчейн-платформа Hyperledger.

Также в Ступинском районе Московской области в течение двух лет построят завод для производства сверхлегкого реактивного бизнес-джета. Самолет будет рассчитан на 4 человека и сможет летать на расстояния в 2000 км со скоростью в 600 км/ч. Его сделают из композитных материалов, в том числе из углепластика. Компания хотела бы также произвести собственный двигатель. Для этого в S7 Group ищут новые технологии изготовления композитных материалов и способы повышения работы двигателя (включая ремонты и математические расчеты).

Воздушного транспорта России обусловлено спецификой – большая и низкая плотность наземной транспортной сети. В таких регионах, как Северо-Европейская России, Сибирь и , является основным видом транспорта.

Реализуемые объемы пассажирских перевозок, как это подтверждается и отечественной , в основном, определяются уровнем развития экономики, измеряемым (ВВП) страны. В условиях развития или спада экономики темпы развития пассажирских перевозок, как правило, соответствуют темпам изменения , поэтому объема пассажирских перевозок связано непосредственно с развитием экономики.

Воздушный транспорт страны, который выполняет более трети объема пассажироперевозок, в ближайшие годы требует обновления парка, в с выработкой ресурса и технического устаревания. показывает, что объемы пассажирских авиаперевозок за последние лет увеличились на 75%, достигнув уровня 1993 года. Однако положительная обусловлена за увеличения объема международных авиаперевозок, а вес внутренних (региональных) перевозок неуклонно сокращается. В России, при постоянно растущей потребности в этом виде авиаперевозок, пассажирооборот на внутренних авиалиниях за 15 лет снизился на 25% (к 2006 г.), а в 2007 г. – еще на 6% и составил 43% от общего пассажирооборота гражданской авиации России. Такие результаты не соответствуют практике крупных стран с обширными территориями, где внутренние авиаперевозки составляют основу всего объема пассажирских авиаперевозок. За последние 15 лет количество действующих в РФ региональных аэропортов сократилось более чем в три раза, с 1302 до 351. При этом уровень износа инфраструктуры оставшихся аэропортов достигает 75 ‑ 80% и это приводит к разрушению межрегиональных авиационных связей и к существенной рынка авиационных перевозок. половины самолетов, входящих в государственный гражданских воздушных судов России, находится в состоянии летной годности. Старые отечественные самолеты составляют 75% (2010 единиц) этого исправного парка, а почти 40% этих самолетов, составляют региональные воздушные суда (Ту-134, -24, -40). При этом службы этих судов, со всеми возможными продлениями ресурсов, заканчивается их полным списанием в ближайшие 5 – 7 лет (до 2015 г.). При таком уровне износа основных фондов любая техническая и производственная система теряет устойчивость.

Выходом из создавшейся ситуации является перевод гражданской России на .

Из всего вышеизложенного следует, что исследования, связанная с организацией и развитием авиакомпаний сфере авиаперевозок является актуальной.

Степень изученности проблемы . Исследованию проблем формирования и развития инновационной деятельности предприятий посвящено достаточное количество работ отечественных и зарубежных авторов. В настоящее время авторитетных ученых занимаются проблемами реформирования гражданской авиации: Васильев В.А., И.Ф., Жеребин А.М., Исаев А.С., Киреев А.П., Коблов В.Л., Ковальков Ю.А., Кокошин .А., Котов В.Г., Кузык .Н., Куличков Е.Н., Мазулев В.А., Маевский В.И., Малков С. ., Попов Л.Г., Рогов ., Роговский Е.А., Федосов .А., Хрулев Н.В., Хруцкий В.Е., Чернавский Д.С., Погосян М.А, Новожилов Г.В., а также другие руководители и специалисты авиационно – промышленного комплекса.

Усилиями многих специалистов, в частности, В.М. Аньшиным, А.В. Воронцовским, В.И.Воропаевым, О.Н. Дмитриевым, .Ю. Егоровым, В.В. Ковалевым, Ю.С. Кудиновым, А.Б. Идрисовым, Н.В. Игоршиным, А.В. Поповым, А.Г. Поршневым, А. . Каржаувом, В.К. Сенчаговым, С. . Суровым, .Н. Фоломьевым, В.З. Черняком, А.Д. Шереметом, В.М. Шитенковым, В.И. Цурковым, Ю.В. Якутиным и др., решены вопросы экономической и финансовой оценки инвестиционных проектов, которые традиционно имеют место на этапе инновационного проектирования, связанного с подготовкой технико-экономического обоснования проектов и их реализацией.

В числе наиболее важных результатов, полученных автором и определяющих научную новизну и проведённого исследования, можно выделить следующие:

Выявлены современные особенности развития отечественной гражданской авиации, заключающиеся в усилении роли инновационной составляющей в деятельности авиакомпаний и обоснована необходимость формирования инновационной инфраструктуры в сфере авиаперевозок;

Глава 1. Теоретические и методологические основы инновационной деятельности авиакомпаний России в сфере авиаперевозок

1.1. Комплексная характеристика эволюционного развития гражданской авиации в России и сферы авиаперевозок

1.2. Особенности организации инновационной деятельности авиакомпаний в сфере авиаперевозок

1.3 Принципы развития корпоративной культуры управления инновационной деятельностью авиакомпаний

Список использованной литературы.

Приложение.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

1. Под инновационной деятельностью в сфере авиаперевозок понимается разработка, новаторских идей в сфере организации инфраструктуры авиаперевозок, внедрение новых видов воздушных судов, удовлетворяющих международным требованиям по эксплуатации на внутренних и внешних линиях, реализация проектов по внедрению передовых информационных технологий оказания услуг пассажирам и управления бизнесом с помощью инвестиций, осуществляемых финансовыми и частными компаниями, с учётом взаимодействия с государственными структурами. В настоящее все новаторские идеи, так или иначе, связаны с высокими наукоёмкими технологиями. Лидеры авиаперевозок планируют масштабную реновацию воздушных судов, исходя из экономики своего бизнеса, с учётом того, какие самолёты и нужны отечественным авиакомпаниям. По данным транспортно-клиринговой палаты, за пять месяцев 2007 года объем пассажиров, перевезенных российскими авиакомпаниями, вырос на 16% и достиг 14,15 млн. . Участники рынка прогнозируют к концу года рост рынка на 20%. Растет и интенсивность полетов. За последние полгода увеличилась по сравнению с тем же периодом 2006 года на 13% – до 461 тыс. Самая большая по объему перевезенных пассажиров за пять месяцев 2007 года (более 22%) у «Аэрофлота», следом за ним идут S7 (12,3%), «Трансаэро» (7,2%), ГТК «Россия» (7,1%), «Ютэйр» (7%), «ВИМ- » (5%). Вместе контролируют более 60% российских авиаперевозок, а темпы роста их производственных и финансовых показателей превышают темпы роста всего рынка. , отмечают отраслевые эксперты, из этого не следует, что лидеров неизменно сохранится в ближайшем будущем.

2. Ерзакович, Д. Ю. Теоретические основы формирования обслуживания авиакомпаниями грузопассажирского потока на транспортной пространственно – структуре.[Текст]/Д.Ю. Ерзакович// Естественные и технические науки №6, 2007, – с.29-32. – (0,38 п.л.)

3. Ерзакович, Д. Ю. Формирование инновационной деятельности авиакомпаний в сфере авиаперевозок. [Текст] / Д.Ю. Ерзакович // Вопросы экономических наук №4, 2008, – с. 113-117. – (0,4 п.л.)

4. Ерзакович, Д. Ю. Принципы развития корпоративной культуры управления инновациями в авиакомпаниях [Текст] / Д.Ю. Ерзакович // Сб. науч. трудов «Управление инновациями и инвестиционной деятельностью», 7. – М.: ГАСИС, 2007, – с. 86-95. – (0,6 п.л.).

5. Ерзакович, Д. Ю. Лизинг как инструмент инвестирования инновационной деятельности авиакомпаний в сфере авиаперевозок [Текст]/ Д.Ю. Ерзакович // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современная Россия: и государство».- М.: ГАСИС, 2006, – . 54-58. – (0,3 п.л.).

6. Ерзакович, Д. Ю. Основы организации инновационной деятельности авиакомпаний в сфере авиаперевозок. [Текст] /Д.Ю. Ерзакович // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития экономических систем: теория и практика», – М.: ИЭ РАН, 2008, – с. 41-47. – (0,35 п.л.).

7. Ерзакович, Д. Ю. Создание интегрированной инновациями в сфере авиаперевозок [Текст] /Д.Ю. Ерзакович // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современная Россия: и государство».- М.: ГАСИС, 2007, – с. 36-39. – (0,25 п.л.).

Формат бумаги 60х90/16. Усл. печ. л. 1.

Издательство ГАСИС, ул. Трифоновская, 57.

Аэропорт - первое, с чем встречаются путешественники, прибывающие в новую для себя страну или город. Чтобы произвести впечатление воздушные гавани, являясь лицом страны, часто имеют футуристическую архитектуру, большие внутренние пространства, технологичность и удобство для пассажиров. Россия в этом не исключение. И хотя у нас есть красивые и удобные аэропорты с современными архитектурными решениями, а наши аэропорты получают различные международные призы, нам есть, куда стремиться. Современные технологии позволяют пассажирам легко ориентироваться в аэропортах с несколькими терминалами, ускоряют и упрощают процесс регистрации на рейс и сдачи багажа. Для нашей страны это особенно актуально в преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 года.

О самых продвинутых аэропортах мира и высоких технологиях рассказала в русском издании журнала "Buisness Traveller" журналист Мариса Кэнон.

Биометрия

Пассажиру порой приходится по пять раз доставать и показывать свои документы. Ничего удивительного, что аэропорты пытаются сделать процедуру проверки документов максимально быстрой и внедряют на контрольно-пропускных пунктах высокотехнологичные биометрические устройства. Вообще попытки реализовать контроль без контакта пассажира с персоналом предпринимаются с 2003-го, но по-настоящему прорывным стал нынешний год. В марте авиакомпания British Airways запустила систему сканирования лиц, которая позволяет пассажиру вообще не доставать документы в аэропорту. Сейчас эта технология доступна в терминале внутренних линий аэропорта Хитроу, выход на международные маршруты пока только в планах.

СИСТЕМА СКАНИРОВАНИЯ ЛИЦ ПОЗВОЛЯЕТ ПАССАЖИРУ НЕ ДОСТАВАТЬ ДОКУМЕНТЫ В АЭРОПОРТУ

Похожая система действует с начала года в амстердамском Схипхоле. Пассажиру KLM нужно всего лишь отсканировать свой документ у киоска самостоятельной регистрации. На посадку он проходит через специальные турникеты с фотокамерами, которые сравнивают снимок с исходными паспортными данными. Новые биометрические технологии сегодня вводятся в 22 аэропортах мира. Но на шаг впереди всех оказались авиакомпания Emirates и аэропорт Дубая, в котором уже идёт развёртывание системы автоматического пограничного контроля в зоне прилёта. Если эксперимент окажется удачным, интеллектуальные иммиграционные ворота будут запущены и в зоне вылета. В полную силу система должна заработать к концу 2018 года.

Информационные маячки

По всему аэропорту установлены передатчики, которые отслеживают передвижение пассажира и посылают по Bluetooth на его смартфон информацию о нужных стойках регистрации, выходах на посадку, ресторанах, магазинах и т.д. Система также составит оптимальный маршрут до точки назначения и рассчитает время до гейта. Такая технология особенно актуальна для аэропортов с несколькими терминалами, в которых время перехода имеет очень большое значение для транзитных пассажиров. В международном аэропорту Дохи установлено 700 радиомаячков, которые отслеживают буквально каждый шаг пассажира. Приложение не только прокладывает маршрут до выбранной точки, но и информирует о статусе рейса, выдаче багажа, времени ожидания в очереди на паспортный контроль и т.д. В мае этого года лондонский аэропорт Гатвик оснастил приложение технологией дополненной реальности. Пассажиру достаточно включить камеру на своём мобильном, и направление движения будет показано в 3D-режиме. Представители аэропорта особо отмечают, что доступ к личным данным путешественников через радиомаяки без их согласия невозможен.

Роботы-помощники

В прошлом году авиакомпания KLM представила робота по имени Спенсер, который умеет сканировать посадочные талоны и составлять маршрут до нужного выхода на посадку.

В аэропорту Сеула Инчхон роботы, созданные компанией LG, убирают помещения, перемещают багаж, работают гидами. Эти ноу-хау запустили в рамках подготовки Кореи к Зимней олимпиаде 2018 года. Инженеры LG обещают, что вскоре появятся роботы-официанты.

Пожалуй, самый роботизированный аэропорт – токийский Ханэда. Гуманоидные автоматы авиакомпании JAL сообщают пассажирам на трёх языках не только номер выхода на посадку, но и погоду в месте назначения. Роботы Hitachi, передвигающиеся на роликовых коньках, работают гидами по аэропорту, автоматы от Panasonic занимаются уборкой, развозят воду для пассажиров, сообщают номера автобусов, ведущих в аэропорт, и даже могут пообщаться на японском, китайском или английском языках.

Всё самостоятельно

Амстердамский Схипхол можно назвать пионером прогресса. Впервые багаж был зарегистрирован в автоматическом режиме именно здесь. Работает это просто: пассажир ставит чемодан в специальное устройство, напоминающее трубу, сканирует посадочный талон и получает багажную бирку, которую нужно приклеить к ручке. Система сама взвешивает и отправляет чемодан по назначению. Никаких очередей, все просто и быстро. Минус один – робота не уговоришь закрыть глаза на небольшой перевес…

РАБОТА СКАНЕРОВ БАГАЖА ПОХОЖА НА КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТОМОГРАФ

В августе этого года в новом терминале аэропорта Чанги (Сингапур) представили технологию FAST, с помощью которой путешественники могут регистрироваться в удобное для них время и проходить автоматически абсолютно все дополнительные процедуры. Система состоит из киосков самостоятельной регистрации, автоматов для иммиграционного оформления, сдачи багажа и посадки на рейс. Таким образом, пассажиры сами сдают багаж, сами проходят паспортный контроль, сами проходят на посадку и при этом не контактируют с персоналом вообще! Работа сканеров багажа похожа на компьютерный томограф, а не на рентген. Поэтому нет необходимости вытаскивать и включать ноутбуки и планшеты – всё видно через корпуса. Это существенно сокращает процедуру досмотра. При проходе через «умные» терминалы миграционного контроля нужно просканировать посадочный талон. Камеры снимают лицо пассажира во время регистрации и при сдаче багажа сверяют его с фото в паспорте. Выход на посадку также автоматизирован: путешественника встречает у гейта не сотрудник аэропорта, а робот.

Развлечения и отдых

Инновации в аэропортах касаются не только предполетных процедур. Современные авиахабы больше напоминают торгово-развлекательные центры, чем просто перевалочные пункты. В них есть магазины и бутики, рестораны высокой кухни, спа-салоны, бассейны и другие возможности провести время с пользой для души и тела. Впереди планеты всей – аэропорт Сингапура Чанги, признанный в этом году лучшим в мире. Это звание он заслужил не только за автоматические предполетные процедуры, но еще и за красоту и комфортное ожидание рейсов (там даже кресла в залах вылета оборудованы розетками и USB-разъемами). В Чанги можно найти сад бабочек, бассейн на крыше, гостиницы, спа-салоны, фитнес-центры и даже бесплатный кинотеатр, не говоря уже о магазинах и зонах с бесплатным интернетом. В новом терминале 2000 кв. м зеленых насаждений, много живых деревьев, оборудованных автоматической системой полива. В конце 2018 года в Чанги откроется еще один терминал – Jewel. На площади в 22 тыс. кв. м, помимо кафе, ресторанов, бутиков и отеля, будут разбиты живописнейшие сады, а центральным элементом станет 40-метровый искусственный водопад Rain Vortex с дождевой водой.

Бюджетные авиаперевозки будут увеличивать свою долю на рынке. По данным ИКАО, в 2016 году на долю бюджетных перевозчиков пришлось примерно 28% общего объема мировых регулярных пассажирских перевозок, тогда как в 2003 году, по оценкам консалтинговой A.T. Kearney, она составляла около 10%.

Лоукост-авиакомпании наиболее популярны в Европе: там на них приходится 32% от всех пассажирских перевозок. Аналогичные показатели в Азиатско-Тихоокеанском регионе составили 31%, в Северной Америке — 25%.

При этом размывается граница между лоукостерами и авиакомпаниями с традиционной экономической моделью. В настоящее время имеет смысл говорить о гибридных авиаперевозчиках, которые предлагают широкую тарифную сетку, включающую и лоукост-тарифы с минимальной нормой провоза багажа, и билеты привычного эконом-класса, предусматривающие бесплатное питание на борту, а также премиальный и бизнес-тарифы.

Так, большинство российских авиакомпаний, в том числе S7, «ЮТэйр», «Уральские авиалинии», запустили тарифы, предполагающие провоз минимальной нормы багажа — 10 кг (в ручной клади или багажном отсеке) вместо ранее привычных 20 кг. Так, по данным российской «Победы», в 2016 году около 12% пассажиров авиакомпании впервые в жизни воспользовались воздушным транспортом. То есть

наличие широкого тарифного ряда с возможностью воспользоваться дешевой авиаперевозкой позволяет привлечь новых потребителей.

Этому также способствует рост благосостояния в таких развивающихся странах, как Китай и Индия. По данным IATA, объем пассажиропотока в этих двух странах подскочил за 2016 год на 23,3 и 11,7% соответственно. К 2035 году мировой пассажиропоток достигнет 7,2 млрд человек (в 2016 году — 3,7 млрд).

Лоукост-авиаперевозка увеличивает долю и на дальнемагистральных маршрутах. Например, Norwegian Air Shuttle увеличила частоту рейсов из Европы в Северную Америку за 2016 год на 44%, посчитали в британской OAG. А азиатский лоукостер AirAsia задумалась о запуске рейсов из Бангкока и Куала-Лумпура в Москву.

По данным IATA, авиаперевозка продолжает дешеветь. По прогнозам Международной ассоциации воздушного транспорта, средняя стоимость авиабилета «туда-обратно» в 2017 году сократится до $351. По сравнению с уровнем 1995 года этот показатель снизился на 63%.

Диджитализация общения с пассажирами

Мировые авиакомпании и аэропорты увеличивают использование цифровых технологий и во внутреннем управлении, и в общении с пассажирами. 6% авиакомпаний уже тестируют, а 17% планируют в течение ближайших пяти лет начать испытания искусственного интеллекта. Среди аэропортов доля чуть выше: 21% аэропортов намерены тестировать приложения с использованием искусственного интеллекта в ближайшие пять лет, говорится в исследовании поставщика IT-решений для авиации SITA.

По оценке SITA, 55% путешественников в мире использовали какие-либо технологии самообслуживания при осуществлении перелета. Интерес к digital-услугам возрастает: около 76% пассажиров хотели бы получать уведомления о начале выдачи багажа на свои мобильные устройства, почти столько же (74%) предпочли бы узнавать об изменениях в расписании рейсов через мобильные приложения.

К 2019 году доля аэропортов в мире, которые будут предоставлять информацию о статусе рейса и процессе выдачи багажа напрямую на мобильные устройства пассажиров, возрастет до 72%.

«Самостоятельная регистрация, сдача багажа, получение электронного посадочного талона, самостоятельное перемещение между различными зонами аэропорта — это облегчит жизнь аэропорту, потому что позволит задействовать меньше персонала, а перемещения пассажиров будет легче отследить», — пояснил главный редактор «Авиа.ру» Роман Гусаров.

С помощью мобильных приложений можно будет не только узнать о номере выхода на посадку или переносе времени вылета, но и перебронировать авиабилет. Сейчас такое решение используется около 21% авиакомпаний мира. Например, голландская KLM (входит в холдинг AIr France-KLM) позволяет перебронировать билеты через WhatsApp, а итальянская Meridiana в случае изменения расписания предлагала пассажирам по SMS или e-mail выбрать новый вариант перелета.

К 2019 году количество авиаперевозчиков, использующих мобильные приложения, SMS-сервисы и чаты для перебронирования, увеличится до 73%.

Тихий аэропорт

Благодаря цифровизации и использованию мобильных устройств для информирования аэропорты смогут отказаться от надоедливых объявлений по громкоговорителю. Концепция «тихого аэропорта» получила распространение прежде всего в Европе.

Идея заключается в том, чтобы сократить шум в здании аэропорта, который у многих пассажиров вызывает лишь раздражение, до минимума, ограничившись объявлениями, касающимися безопасности, и срочными сообщениями.

Среди первопроходцев концепцию «тишины» внедрили аэропорты Хельсинки, Мюнхена, городской аэропорт Лондона, авиахаб в Мумбае.

Тем самым аэропорты стремятся создать спокойную обстановку, в которой пассажиры смогут отдыхать в ресторанах и кафе без надоедливых выкриков громкоговорителей, считает Анжела Гиттенз, гендиректор Международного совета аэропортов (Airports Council International).

Такая политика выгодна тем, что это будет способствовать увеличению неавиационных доходов: по оценке представителя аэропорта в Мюнхене Коринны Борн, благодаря концепции «тихого аэропорта» пассажиры увеличивают время нахождения в терминале, предпочитая приехать заранее.

По пути снижения частоты голосовых оповещений пошли и в московском «Домодедово»: здесь звучат только самые необходимые сообщения. «Объявления в общей зоне носят информационный характер, связанный с правилами провоза предметов в багаже и ручной клади, правилами безопасности, запретом курения: сообщения звучат раз в два часа и формируются системой автоматически», — рассказали в пресс-службе аэропорта.

Шумовое загрязнение имеет экономические последствия: согласно исследованию голландского Национального института здравоохранения и защиты окружающей среды, близость к аэропорту приводила к 50-процентному падению цен на земли под жилищное строительство. В масштабах Нидерландов шумовое загрязнение от аэропортов ежегодно стоило стране около €1 млрд, посчитали составители доклада. Более половины от этой суммы приходилось на аэропорт Амстердама Скипхол.

Снизить шумовое загрязнение в аэропорту помогут и самолеты нового поколения: так, Boeing 787 на 60%, а Airbus A350 на 50% тише во время взлета и посадок, чем схожие модели предыдущего поколения.

Аэропорт как город

Аэропорты станут не только крупными транспортными хабами, но и будут конкурировать с торгово-развлекательными центрами. Те авиахабы, которые имеют масштабный транзитный поток, будут развивать концепцию «аэропорта-города». «Это место, где можно получить полный набор услуг. И парикмахерская, и кинотеатр, и рестораны, и гостиница. Это позволит транзитным пассажирам найти любой вариант времяпрепровождения», — поясняет главный редактор «Авиа.ру» Роман Гусаров.

Например, в международном аэропорту Сингапура Чанги, который занимает 13 кв. км и обслуживает ежегодно более 50 млн человек (в 2016 году — 58,7 млн человек), пассажиры могут скоротать время не только в магазинах и ресторанах, но и поплавать в бассейне, расположенном в отеле для транзитных пассажиров в терминале 1, сходить в кино или посетить цветущий сад в терминале 2.

Аэропорты станут мультимодальными транспортными центрами, в здании которых будут располагаться и железнодорожные, и автобусные станции. При этом частично такое происходит уже сейчас: например, пассажирам «Аэроэкспресса» доступна услуга регистрации и сдачи багажа на рейс перед посадкой в поезд.

Впрочем, такое будущее ждет только крупные международные хабы. Небольшие аэропорты будут внедрять эти инновации лишь частично, по мере необходимости, отказавшись от более дорогих инфраструктурных и капиталоемких решений, подчеркнул Гусаров.

Узкофюзеляжный и дальнемагистральный

Основной спрос авиакомпаний в ближайшие 20 лет придется на узкофюзеляжные лайнеры (90-230 пассажиров). По оценке Airbus, мировая потребность в таких лайнерах составит 24 тыс. самолетов в период с 2016 по 2035 год. По оценке Boeing, спрос на такие воздушные суда достигнет 28 140 единиц.

Аналитики обоих авиаконцернов единогласно заявляют, что узкофюзеляжные самолеты составят более 71% от объема прогнозируемого спроса.

Основными покупателями таких лайнеров выступят авиакомпании-лоукостеры, считают в Boeing.

В Airbus также верят в рост спроса на дальнемагистральные самолеты, поскольку к 2035 году количество пассажиров на таких рейсах удвоится и составит около 2,5 млн человек. Лидером по покупкам новых самолетов в ближайшие 20 лет станет Азиатско-Тихоокеанский регион.